Алехнович Глеб Васильевич

 

Алехнович Глеб Васильевич (30.10.1886-17.11.1918, погиб в авиационной катастрофе) - пионер русской авиации. 

Свой недолгий, но яркий путь на поприще русской авиации Г. В. Алехнович начал полетами на сконструированном им планере. В его постройке и запуске участвовали ученики Смоленского ремесленного училища вместе с директором Н. А. Гарбузовым (впоследствии доктором искусствоведения и профессором Московской консерватории).

К этому времени в России появились первые офицерские авиационные школы. Однако попытка поступить в них принесла Алехновичу глубокое огорчение: и в Севастополе и в Гатчине он не смог скрыть дефекта своего зрения — близорукости. С трудом удалось ему уговорить командование Гатчинской школы оставить его при школе. Алехновичу была предоставлена возможность летать только в качестве ученика-наблюдателя и строго запрещалось прикасаться к ручке управления, хотя он давно уже самостоятельно постиг лучше многих учеников-пилотов и теорию вождения самолетов  и устройство  авиационных  моторов.

Мечте о самостоятельных полетах помог сбыться случай. На Гатчинском аэродроме Алехнович подружился с молодым инженером Я. М. Гаккелем, испытывавшим здесь самолеты своей конструкции. Однажды Гаккель разрешил Алехновичу сделать на его самолете пробный полет. К удивлению присутствовавших на поле (это было 12 июля 1911 года), Алехнович с первого же раза отлично взлетел, выполнил круговой полет и сел.  А через три дня Всероссийский аэроклуб присудил летчику-самоучке диплом  пилота.

В августе 1911 года (спустя месяц после получения пилотского диплома) Алехнович на биплане Гаккеля совершил беспосадочный перелет Царское село — Красное село — Царское село, принесший ему приз Всероссийского аэроклуба.

В сентябре того же года он, летя с пассажиром, трижды покрыл без посадки расстояние между Петербургом и Гатчиной (100 километров), и установил рекорд скорости подъема самолета - взлетев на биплане Гаккеля за 9 минут на 500 метров с пассажиром и запасом горючего на 3,5 часа полета.

В мае 1912 года на празднике Московского общества   воздухоплавания  Алехнович  побил   всероссийский рекорд высоты, поднявшись на биплане Гаккеля на 1350 метров. Тогда же он (близорукий пилот!) поразил москвичей своей отвагой и высоким мастерством, со­вершив беспримерный для того времени ночной полет, ориентируясь на пламя бензина, подожженного на летном поле.  

В мае 1913 года Алехнович на поплавковом гидро­самолете, сконструированном авиационным отделом Русско-Балтийского вагонного завода, далеко превзо­шел соперников, летавших на гидросамолетах ино­странных фирм, и был удостоен приза Морского министерства.

9(22) июня 1913 года Алехнович на биплане отечественной конструкции поднялся за 24 минуты на 3400 метров и вновь стал всероссийским чемпионом высоты. Этот рекорд, о котором много писалось в русских и иностранных газетах, поставил имя Алехновича в ряду имен выдающихся  авиаторов мира.

Осенью 1913 года, во время очередного конкурса военного ведомства, Алехнович вывел сконструированный Русско-Балтийским заводом биплан на первое место, уверенно опередив русских и иностранных соперников, летавших на самолетах Фармана, Ньюпора, Морана, Дапердюссена и др. На этом же биплане Алехнович в апреле 1914 года установил всероссийский рекорд продолжительности полета, продержавшись в воздухе 4 часа 56 минут 12,6 секунды и покрыв за это время около 500 километров, а в мае побил всероссийский рекорд высоты полета с пассажиром, поднявшись на 2100 метров.

Бьющая неутомимой энергией деятельность Алехновича  поистине  не  знала  границ:   он   выступает  на III Всероссийском воздухоплавательном съезде с докладом о задачах организованного при его участии про­фессионального союза русских летчиков; создает при Петербургском политехническом институте студенческий авиационный кружок и ведет там занятия; организует в Смоленске, Вязьме и других городах свои публичные полеты с целью пропаганды достижений русской авиации; помогает изобретателю первого в ми­ре ранцевого парашюта РК-1 Г. Е. Котельникову получить от военного ведомства заказ на изготовление этих парашютов и т. д.

Одновременно Алехнович упорно готовится на механический факультет Петербургского политехнического института, а став студентом, с головой уходит в учебу и всего за два-три месяца, работая летчиком-испытателем, успевает сдать 10 зачетов, в том числе по высшей математике, теоретической механике, физике и химии.

В начале войны Алехнович был призван из запаса и назначен командиром одного из воздушных кораблей «Илья Муромец». Свой воздушный корабль он превратил в «летающую лабораторию». В тяжелых фронтовых условиях в содружестве со стрелком-артиллеристом А. Н. Журавченко (ныне заслуженный деятель науки, доктор техниче­ских наук, профессор) в этой «лаборатории» была успешно решена задача мощной сферической огневой за­щиты кораблей «Илья Муромец» от воздушного нападения противника. Вражеские самолеты теперь при встрече с русскими летающими богатырями обращались в паническое бегство.

К осени 1918 года в районе станции Эртиль под Липецком базировались несколько воздушных кораблей «Илья Муромец». При срочной переброске их в район Воронежа, проходившей в крайне тяжелых метеорологических условиях, управляемый Алехновичем самолет по вине одного из членов экипажа потерпел аварию. Так 17(30) ноября 1918 года оборвалась жизнь   выдающегося   летчика   нашей   страны.

Друзья и боевые соратники проводили его тело в Петроград и похоронили на Никольском кладбище Александро-Невской лавры вблизи могил первых русских летчиков С. И. Уточкина, В. М. Абрамовича и Л. М. Мациевича, вместе с которыми в далекие годы , Г. В. Алехнович готовил почву для сегодняшних и завтрашних побед нашей авиации.

 



Литература:

Алехнович, Г. В. // Авиация нашей родины : сб. статей из журнала «Вестник воздушного флота». – М.: Воениздат, 1955. – 568 с.

Яковлев, С. М. Пионер русской авиации Глеб Васильевич Алехнович : очерк жизни и деятельности / С. М. Яковлев. – Смоленск : Книжное издательство, 1960. – 43 с.

Яковлев, С. М. Смоленский орёл : краткий биографический очерк о пионере русской авиации Г. В. Алехновиче // Яковлев, С. М. Наши крылатые земляки / С. М. Яковлев. – Смоленск, 1962. – С. 92–98 : фото.

Красновский, И. Пионер Русской авиации / И. Красновский // Рабочий путь. – 1985. – 12 июня.

Левитин, М. Испытать ощущения воздухоплавателя / М. Левитин // Аргументы и факты (Смоленск). – 1996. – № 33 (окт.). – С. 7.

Перелёт Петербург-Смоленск // Смоленский вестник. – 1914. – 11 июля (№ 151).

Смоленский Икар : об одном из первых авиаторов Г. В. Алехновиче // Смена. – 1986. – 1 нояб.

Школьник, Г. А. Первый планер / Г. А. Школьник // Рабочий путь. – 1980. – 20 нояб.

Школьник, Г. А. Планер Г. В. Алехнович / Г. А. Школьник // Смоленские новости. – 1992. – 1 июля.

Яковлев, С. М. Первые полёты в Смоленске : 1893, 1911 1912 гг. в Смоленске совершили полёты авиаторы: С. М. Древницкий с Я. Мей, А. А. Васильев, Габер-Влынский, Г. В. Алехнович / С. М. Яковлев // Рабочий путь. – 1973. – 22 нояб.

Яковлев, С. Пионер русской авиации Г. В. Алехнович / С. Яковлев // Рабочий путь. – 1959. – 3 дек.

Яковлев, С. М. Смоленский Икар : Г. В. Алехнович – к 50-летию со дня трагической гибели / С. М. Яковлев // Рабочий путь. – 1968. – 1 дек.

НАЗАД